Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 17.06.2025, 5:07 AM

Мой сайт

Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [16] Самообразование [2] Классному руководителю [5]
Поиск

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Формирование коммуникативных УУД при обучении диалогической речи

Формированию у школьников универсальных учебных действий,

призванных решать задачи быстрого и качественного обучения, уделяется

большое внимание в Государственных образовательных стандартах

общего образования второго поколения.

Актуальность данной темы обусловлена следующими факторами:

- изменениями, происходящими в российском образовании, которые

ориентированы на развитие через универсальные учебные действия

личности;

- особая социальная значимость диалогической речи в межличностной

коммуникации;

- особое место, которое занимает диалогическая речь в методике изучения

иностранных языков.

Для коммуникативной деятельности важно владеть диалогической формой речи. Диалог является высшим уровнем общения, создающим наиболее благоприятные условия для проявления и развития личности. Именно готовность и способность к диалогу считается высшим уровнем развития коммуникативной компетентности. На уроках английского языка одной из целей обучения является формирование и развитие навыков диалогового общения. Диалог можно включать в учебный процесс при изучении грамматики, при введении новой лексики, непосредственно при введении фраз речевого этикета, при обобщении и закреплении определенного тематического блока. Элементарную ступень общения, составляет диалог – от его самой примитивной формы ‹‹вопрос - ответ›› до беседы на заданную тему. Диалогическая речь на её высшем этапе означает свободное владение языком во всех его формах.

Формирование универсальных учебных действий у школьников начинается на младшей учебной ступени обучения. коммуникативные универсальные учебные действия, так как они представляют особую ценность в изучении иностранных языков Для коммуникативной деятельности важно владеть диалогической формой речи. Диалог является высшим уровнем общения, создающим наиболее благоприятные условия для проявления и развития личности. Именно готовность и способность к диалогу считается высшим уровнем развития коммуникативной компетентности. На уроках английского языка одной из целей обучения является формирование и развитие навыков диалогового общения. Диалог можно включать в учебный процесс при изучении грамматики, при введении новой лексики, непосредственно при введении фраз речевого этикета, при обобщении и закреплении определенного тематического блока. Элементарную ступень общения, составляет диалог – от его самой примитивной формы ‹‹вопрос - ответ›› до беседы на заданную тему. Диалогическая речь на её высшем этапе означает свободное владение языком во всех его формах. Обучение диалогической речи начинается с первых уроков. Учащиеся начальной школы с большим желанием составляют диалоги, используя картинки – ситуации. В учебниках имеется очень много ситуативных картинок. Учащиеся как бы сами становятся действующими лицами. Картинка задаёт ситуацию и позволяет говорить на предложенную тему, комбинируя при этом ранее усвоенный материал. Также большое желание составить диалог у учащихся-малышей вызывает использование игрушек. При обучении диалогической речи на первом этапе дети овладевают диалогическими единствами. С первых дней обучения иностранному языку в начальной школе, на каждом уроке вводится хотя бы одно диалогическое единство. Учащиеся повторяют хором, либо с учителем, либо вслед за ним. Таким образом, учащиеся овладевают произносительной, интонационной стороной диалогического единства на имитативной основе. Возможно, сразу с учащимися воспроизвести ситуацию знакомства, но здесь главное не просто правильно произвести реплики, что, конечно, важно, а именно поприветствовать друг друга, выразить друг другу благожелательное, уважительное отношение, т. е фактически совершить два взаимосвязанных коммуникативных поступка. Главное на данном этапе – продемонстрировать удачные образцы коммуникативного взаимодействия детей и показать, что подобная активность на уроках английского языка является обычным делом и приветствуется. Пример диалогической речи:

Pupil1 Hello!

Pupil 2 Hello!

Pupil1 What is your name?

Pupil 2 My name is Olga.

Pupil1 How old are you?

Pupil 2 I am 8.

 Pupil1 Goodbye!

Pupil 2 Goodbye!

При прохождении темы ‹‹Знакомство› учащиеся используют игрушки. Младшим школьникам это очень нравится и они с удовольствием выступают в роли, от имени своего персонажа, от имени какого-либо животного или демонстрируют свою игрушку другим ученикам.

Умение задавать вопросы в беседе – самое главное. Не может быть живого общения с человеком без умения расспросить о нём самом, о его впечатлениях и наблюдениях, о его учёбе, увлечениях и т.д. На начальном этапе обучения младшие школьники с удовольствием заучивают наизусть вопросы, короткие диалоги. Для развития навыков неподготовленной речи, я считаю, очень полезно проводить беседу – диалог по прочитанному или прослушанному рассказу.

В следующих классах работа над диалогической речью продолжается. На каждом уроке присутствует диалог, включающий новый грамматический материал, новую лексику. Хорошо известно из практики, что именно разговор в форме неподготовленного диалога представляет собой наибольшие трудности, для учащихся. Это и понятно, почему, во- первых, это отсутствие зрительных опор (особенно в старшем звене), зависимость от твоего собеседника (то есть, как он произносит звуки, какой у него словарный запас и т.д.). Поэтому уже на начальном этапе, я стараюсь, чтобы мои ученики овладели определённым количеством наиболее часто употребляемых словосочетаний. Стимулируют учащихся к составлению диалогов ролевые игры. Это диалоги типа: врач – пациент, покупатель – продавец, официант – посетитель и т.д.

При обучении школьников диалогической речи решаются следующие основные задачи:

 - во-первых, дать понятие диалога во всем его многообразии, в его естественной форме, чтобы ребята убедились, что вопросо-ответная форма — лишь частный, хотя и самый распространенный случай диалогического общения. На различных примерах следует показать ученикам, что речь лишь тогда будет живой, естественной и по-настоящему диалогической, если в содержание реплик будут включаться приветствия, сообщения, приглашения, выражение различного рода чувств (удивления, благодарности, уверенности, сомнения), оценка фактов и т. д.

 - во-вторых, обучить ребят нужным репликам, натренировать их до уровня автоматизма при употреблении в конкретной ситуации.

 - в-третьих, научить школьников обмениваться этими репликами в соответствующих ситуациях, т. е. научить их вести собственно диалог.

Таким образом, нетрадиционные методы обучения диалогической речи дают сильный мотив к изучению языка, они помогают создать языковую среду, приближенную к естественной. Появляется возможность активизировать на этой основе практически весь программный лексико- грамматический материал начального и последующего этапов обучения. Учащиеся быстро овладевают речевыми конструкциями и формулами (в рамках определенных ситуаций), потом автоматически оперируют ими при выполнении коммуникативных заданий другого рода. Школьники намного быстрее приобретают чувство языка.

ссылка

nsportal.ru/zulfiya-gizatullina,

 

Категория: Мои статьи | Добавил: allen (09.01.2018)
Просмотров: 196 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2025
    Сайт управляется системой uCoz