Формированию у школьников универсальных учебных действий,
призванных решать задачи быстрого и качественного обучения, уделяется
большое внимание в Государственных образовательных стандартах
общего образования второго поколения.
Актуальность данной темы обусловлена следующими факторами:
- изменениями, происходящими в российском образовании, которые
ориентированы на развитие через универсальные учебные действия
личности;
- особая социальная значимость диалогической речи в межличностной
коммуникации;
- особое место, которое занимает диалогическая речь в методике изучения
иностранных языков.
Для коммуникативной деятельности важно владеть диалогической формой речи. Диалог является высшим уровнем общения, создающим наиболее благоприятные условия для проявления и развития личности. Именно готовность и способность к диалогу считается высшим уровнем развития коммуникативной компетентности. На уроках английского языка одной из целей обучения является формирование и развитие навыков диалогового общения. Диалог можно включать в учебный процесс при изучении грамматики, при введении новой лексики, непосредственно при введении фраз речевого этикета, при обобщении и закреплении определенного тематического блока. Элементарную ступень общения, составляет диалог – от его самой примитивной формы ‹‹вопрос - ответ›› до беседы на заданную тему. Диалогическая речь на её высшем этапе означает свободное владение языком во всех его формах.
Формирование универсальных учебных действий у школьников начинается на младшей учебной ступени обучения. коммуникативные универсальные учебные действия, так как они представляют особую ценность в изучении иностранных языков Для коммуникативной деятельности важно владеть диалогической формой речи. Диалог является высшим уровнем общения, создающим наиболее благоприятные условия для проявления и развития личности. Именно готовность и способность к диалогу считается высшим уровнем развития коммуникативной компетентности. На уроках английского языка одной из целей обучения является формирование и развитие навыков диалогового общения. Диалог можно включать в учебный процесс при изучении грамматики, при введении новой лексики, непосредственно при введении фраз речевого этикета, при обобщении и закреплении определенного тематического блока. Элементарную ступень общения, составляет диалог – от его самой примитивной формы ‹‹вопрос - ответ›› до беседы на заданную тему. Диалогическая речь на её высшем этапе означает свободное владение языком во всех его формах. Обучение диалогической речи начинается с первых уроков. Учащиеся начальной школы с большим желанием составляют диалоги, используя картинки – ситуации. В учебниках имеется очень много ситуативных картинок. Учащиеся как бы сами становятся действующими лицами. Картинка задаёт ситуацию и позволяет говорить на предложенную тему, комбинируя при этом ранее усвоенный материал. Также большое желание составить диалог у учащихся-малышей вызывает использование игрушек. При обучении диалогической речи на первом этапе дети овладевают диалогическими единствами. С первых дней обучения иностранному языку в начальной школе, на каждом уроке вводится хотя бы одно диалогическое единство. Учащиеся повторяют хором, либо с учителем, либо вслед за ним. Таким образом, учащиеся овладевают произносительной, интонационной стороной диалогического единства на имитативной основе. Возможно, сразу с учащимися воспроизвести ситуацию знакомства, но здесь главное не просто правильно произвести реплики, что, конечно, важно, а именно поприветствовать друг друга, выразить друг другу благожелательное, уважительное отношение, т. е фактически совершить два взаимосвязанных коммуникативных поступка. Главное на данном этапе – продемонстрировать удачные образцы коммуникативного взаимодействия детей и показать, что подобная активность на уроках английского языка является обычным делом и приветствуется. Пример диалогической речи:
Pupil1 Hello!
Pupil 2 Hello!
Pupil1 What is your name?
Pupil 2 My name is Olga.
Pupil1 How old are you?
Pupil 2 I am 8.
Pupil1 Goodbye!
Pupil 2 Goodbye!
При прохождении темы ‹‹Знакомство› учащиеся используют игрушки. Младшим школьникам это очень нравится и они с удовольствием выступают в роли, от имени своего персонажа, от имени какого-либо животного или демонстрируют свою игрушку другим ученикам.
Умение задавать вопросы в беседе – самое главное. Не может быть живого общения с человеком без умения расспросить о нём самом, о его впечатлениях и наблюдениях, о его учёбе, увлечениях и т.д. На начальном этапе обучения младшие школьники с удовольствием заучивают наизусть вопросы, короткие диалоги. Для развития навыков неподготовленной речи, я считаю, очень полезно проводить беседу – диалог по прочитанному или прослушанному рассказу.
В следующих классах работа над диалогической речью продолжается. На каждом уроке присутствует диалог, включающий новый грамматический материал, новую лексику. Хорошо известно из практики, что именно разговор в форме неподготовленного диалога представляет собой наибольшие трудности, для учащихся. Это и понятно, почему, во- первых, это отсутствие зрительных опор (особенно в старшем звене), зависимость от твоего собеседника (то есть, как он произносит звуки, какой у него словарный запас и т.д.). Поэтому уже на начальном этапе, я стараюсь, чтобы мои ученики овладели определённым количеством наиболее часто употребляемых словосочетаний. Стимулируют учащихся к составлению диалогов ролевые игры. Это диалоги типа: врач – пациент, покупатель – продавец, официант – посетитель и т.д.
При обучении школьников диалогической речи решаются следующие основные задачи:
- во-первых, дать понятие диалога во всем его многообразии, в его естественной форме, чтобы ребята убедились, что вопросо-ответная форма — лишь частный, хотя и самый распространенный случай диалогического общения. На различных примерах следует показать ученикам, что речь лишь тогда будет живой, естественной и по-настоящему диалогической, если в содержание реплик будут включаться приветствия, сообщения, приглашения, выражение различного рода чувств (удивления, благодарности, уверенности, сомнения), оценка фактов и т. д.
- во-вторых, обучить ребят нужным репликам, натренировать их до уровня автоматизма при употреблении в конкретной ситуации.
- в-третьих, научить школьников обмениваться этими репликами в соответствующих ситуациях, т. е. научить их вести собственно диалог.
Таким образом, нетрадиционные методы обучения диалогической речи дают сильный мотив к изучению языка, они помогают создать языковую среду, приближенную к естественной. Появляется возможность активизировать на этой основе практически весь программный лексико- грамматический материал начального и последующего этапов обучения. Учащиеся быстро овладевают речевыми конструкциями и формулами (в рамках определенных ситуаций), потом автоматически оперируют ими при выполнении коммуникативных заданий другого рода. Школьники намного быстрее приобретают чувство языка.
ссылка
nsportal.ru/zulfiya-gizatullina,
|